Андрей Журавлев (zhur74) wrote in sreda_photo,
Андрей Журавлев
zhur74
sreda_photo

Categories:

Профиль своего монитора в настройках экранной цветопробы (Proof Setup \ Custom).

На семинаре Павла Косенко прозвучал вопрос: «Почему меняется картинка, когда в настройках экранной цветопробы (View \ Proof Setup) устанавливается профиль собственного монитора? Ведь мы пытаемся сымитировать отображение картинки на том же устройстве, на котором уже ее отображаем. По идее, ничего меняться не должно.» Если установки Proof Setup сделаны в соответствии с имеющейся в вопросе формулировкой, то ничего и не изменится. Чтобы понять, когда происходит изменение отображения картинки и как мы можем этим воспользоваться, я переформулировал вопрос в более общем виде.

Прежде чем разбираться с ним, я рекомендую вам прочитать
статью Андрея Френкеля и Алексея Шадрина «Color Management System (CMS) в логике цветовых координатных систем». Если у вас еще не нашлось времени на это, попробую кратко объяснить, как происходит отображение цвета при наличи и отсутствии CMS. Я не буду касаться темы Lab и CMYK, остановимся только на RGB. Если вам лень читать «многа букавок да еще бес картиначек», сразу переходите к «Прямому ответу на вопрос».

В модели RGB цвет задается значениями яркости в каналах Red, Green и Blue (RGB-данными). Но есть одна проблема — для разных устройств одному и тому же набору RGB-данных будут соответствовать разные цвета. В идеале, если бы все мониторы имели совершенно одинаковые характеристики цветопередачи, цвета совпадали бы. Но в реальности, даже два монитора одинаковой модели взятые из одной партии имеют хоть и немного, но разные характеристики. Соответственно и цвет на них получается разный. Что происходит, когда к рассмотрению подключаются мониторы разных производителей, использующих различные типы ЖК-матриц или электронно-лучевых трубок, а тем более мини-лабы, несложно представить самостоятельно. Именно такую ситуацию мы имеем в отсутствии CMS — каждый монитор показывает картинку в соответствии со своими представлениями о связи между RGB-данными и цветом.

Кстати, вот мы и подошли к первому сакраментальному вопросу фотографов: «Как сделать, чтобы все пользователи увидели мою картинку именно такой, какой я ее задумал?» Ответ: «Никак. Пока существуют пользователи не использующие CMS, или использующие не сотрудничающие с CMS программы (например, Internet Explorer) вы никак не сможете повлиять на отображение вашей картинки на экранах их компьютеров». Слабым утешением может служить тот факт, что профиль абстрактного монитора sRGB IEC61966-2.1 специфицирован, как профиль «усредненного» Windows-монитора. Таким образом, конвертировав картинку к sRGB, вы можете быть уверены, что cидящий перед средним монитором средний пользователь увидит вашу картинку в среднем так, как вы и планировали. Аналогия со «средней температуре по больнице» уместна на 100%. Но ничего лучшего в данной ситуации предложить невозможно.

Я упомянул термин «конвертировали», поэтому самое время перейти к работе CMS. Система управления цветом устанавливает соответствие между RGB-данными и цветом, а так же при необходимости производит пересчет RGB-данных таким образом, чтобы добиться одинакового (а если это невозможно, то максимально близкого) цветового ощущения при отображении картинки на различных устройствах. Соответствие между RGB-данными и цветом, или другими словами характеристика цветопередачи конкретного устройства, задаются в его профиле. Таким образом, имея профиль вашего монитора, система может точно определить, каким цветовым ощущениям человека (цвету) соответствует каждый набор RGB-данных. И наоборот, если мы каким-то образом зададим цвет, система сможет расчитать RGB-данные, которые необходимо отправить на ваш монитор, чтобы этот цвет отобразился правильно. Если монитор не позволяет отобразить такой цвет (не хватает цветового охвата), система отобразит цвет наиболее близкий к заданному. После калибровки монитора и указания операционной системе на его профиль эти преобразования CMS выполняет «на лету» и ваш монитор начинает показывать «правильные цвета».

Остался только один вопрос: «А как задать цвет?» Для этого были стандартизированы несколько абстрактных цветовоспроизводящих устройств. Проще говоря, придумали виртуальный монитор, создали его профиль (установили соответствие между RGB-данными и цветом) и предложили использовать его всему миру, чтобы во всех файлах одним и тем же значениям RGB-данных соответствовал один и тот же цвет. Но и тут полного счастья не случилось: поскольку таких стандартных абстрактных устройств несколько, надо внимательно следить какому из них соответствует конкретный файл. Наиболее распространенными являются профили sRGB IEC61966-2.1, Adobe RGB (1998) и ProPhoto RGB. Один из них вы должны выбрать в качестве профиля рабочего устройства в настройках фотошоп (по недоразумению эта позиция именуется «Рабочим пространством» или Working Space) чтобы CMS смогла понять, какой цвет вы хотите задать, указывая определенные RGB-данные. А чтобы понимать, какой профиль рабочего устройства использовал человек, приславший вам файл (или чтобы он, получив от вас файл, понял какой профиль использовали вы) предусмотрена возможность встроить этот профиль в файл при сохранении. Не пренебрегайте ею. В противном случае, открыв ваш файл, получатель получит только набор RGB-данных, но ничего не узнает о цвете.

Распространено мнение, что работающие с CMS программы воспринимают файлы без профиля, как sRGB-картинки. Это не так. При открытии такого файла в фотошопе цвет будет получен из RGB-данных в соответствии с выбранным профилем рабочего устройства (Working Space). Как в таких случаях поступает Safari будет описано ниже.

А теперь второй любимый вопрос фотографов: «А почему нельзя в качестве профиля рабочего устройства выбрать профиль своего монитора, а отправляя файл на сторону просто прикрепить этот профиль так же, как мы цепляем стандартный?» Строго говоря, никто вам не запрещает. Хотите выбирать — выбирайте. Только это аналогично измерению длинны в попугаях. Да, в мире существуют дюймовая и метрическая система мер, но вероятность ошибки при пересчете дюймов в сантиметры и обратно гораздо ниже, чем при пересчете из ваших попугаев (даже если вы совершенно точно укажите, сколько дюймов в попугае и миллиметров в попугайском крылышке). Удобство абстрактных цветовоспроизводящих устройств в том, что они СТАНДАРТНЫЕ. Поэтому любой оператор поймет, что скрывается за «числами», и любая CMS сможет правильно отработать с ними. А с вашим профилем — «большой не факт». А если говорить про размещение картинок в Интернете, то тут вообще нет альтернативы sRGB. Пусть и «средний по больнице», но это монитор не имеющего CMS пользователя. А таких пока, к сожалению, большинство.

Все вышеизложенное можно привести к простой мысли. Для каждого пиксела задается два параметра: набор RGB-данных и цвет (наше с вами ощущение). Эти параметры однозначно связаны между собой при помощи профиля цветовоспроизводящего устройства. Таким образом, когда мы изменяем устройство (профиль), один из них неминуемо должен измениться. В фотошопе это реализовано при помощи команд Assign Profile и Convert to Profile.

Assign Profile присваивает файлу новый профиль. При этом RGB-данные остаются неизменными, а цвет меняется в соответствии с цветовоспроизводящими характеристиками нового устройства.

Convert to Profile производит перерасчет RGB-данных таким образом, чтобы при воспроизведении на новом устройстве сохранился цвет (в рамках цветового охвата нового устройства).

Когда мы задействуем режим экранной цветопробы (Soft Proof), фотошоп в соответствии с настройками Proof Setup осуществляет преобразование картинки перед отображением ее на экране монитора. При этом все преобразования осуществляются только с отображением картинки, в сам файл никакие изменениея не вносятся.


Прямой ответ на вопрос.

1. Установка при Soft Proof профиля монитора при СНЯТОМ ключе Preserve RGB Numbers (сохранять RGB-данные) соответствует имитации отображения картинки на данном мониторе при РАБОТАЮЩЕЙ CMS (сохраняем цветовые ощущения, меняя значения Red, Green и Blue). То есть, фактически аналогично команде Convert to Profile с использованием профиля монитора.

При этом выбор алгоритма (Rendering Intent) Relative Colorimetric должен соответствовать максимально точному отображению картинки (естественно, в рамках цветового охвата данного монитора). По идее он совпадает с логикой повседневной работы CMS с профилем монитора. Картинка на экране меняться не должна. Проверял — не меняется.

Выбор алгоритма Perceptual должен соответствовать максимально "красивому" отображению картинки (с некоторой потерей точности отображения, но сохранением всех тональных переходов). Таким образом картинка “вылетающая" за цветовой охват монитора, должна немного измениться. Проверял — не меняется. Отсюда вопрос — почему? Пока не нашел ответа, размышляю.

2. Установка при Soft Proof профиля монитора при УСТАНОВЛЕНОМ ключе Preserve RGB Numbers (сохранять RGB-данные) соответствует имитации отображения картинки на данном мониторе при ОТКЛЮЧЕННОЙ CMS (сохраняем значения Red, Green и Blue, жертвуя сохранением цветовых ощущений ). То есть, фактически аналогично команде Assign Profile с использованием профиля монитора. Таким образом можно посмотреть, как картинка будет выглядеть на этом мониторе в программах, не поддерживающих управление цветом (например, Internet Explorer).

Установки Macintosh RGB, Windows RGB и Monitor RGB являются частным случаем описанного в предыдущем абзаце. При этом в качестве профиля монитора выбираются:
Macintosh RGB — Apple RGB ("усредненный" Apple-монитор)
Windows RGB — sRGB IEC61966-2.1 ("усредненный" Windows-монитор)
Monitor RGB — профиль вашего монитора, устанвленный в системе.
Убедиться в этом легко, выбрав соответствующую установку во View \ Proof Setup, а потом зайдя в Custom.


Замечание.

Кстати, поддерживающие управление цветом программы (например, Safari), когда обнаруживают картинку без внедренного профиля НЕ СЧИТАЮТ, что ей соответствует профиль sRGB, и отображают ее просто выводя на монитор соответствующие значения Red, Green и Blue. То есть, работают с ней в режиме 2 (отключенная CMS). Убедиться в этом можно, посмотрев вот эти картинки (сдернуть на компьютер, открыть и сравнить с отобажением в броузере):
первая, вторая.
Чтобы два раза не бегать с объяснениями: в тот момент, когда Косенко напомнил мне про данный вопрос, я читал журнал Онищенко, и в силу своей природной лени использовал те картинки, которые первыми попались под руку. Если вас возмущает "джинса", "реклама", и т.п. — найдите свои примеры, напишите другую заметку и не засоряйте комментарии томными вздохами.

Первая имеет внедренный профиль sRGB (если вы работаете в другом пространстве, при открывании надо выбрать опцию Use the embedded profile), CMS сработает и отображения в фотошопе и броузере будет совпадать. Пользователи с не работающей CMS увидят ее точно так же (с точностью до цветового охвата и конкретных настроек своего монитора), так как sRGB является профилем "усредненного" Windows-монитора.

Вторая внедренного профиля не имеет. Поэтому, чтобы получить в фотошопе отображение аналогичное броузеру (даже если он поддерживает CMS, я, например, сравнивал с Safari), надо будет выставить настройки SoftProof в Monitor RGB. Если вы хотите понять, как увидят такую картинку пользователи с не работающей CMS, надо выбрать настройки Windows RGB.

Отсюда следует важный практический вывод: если вы готовите картинки "под web" и хотите, чтобы все пользователи (как с работающей, так и с отключенной CMS) видели их одинаково (для пользователей с отключенной CMS определение "одинаково" верно с точностью до конкретных настроек монитора), их необходимо конвертировать в sRGB и ВСЕГДА сохранять С ВНЕДРЕННЫМ профилем.



По ситуации на семинаре.

Мы пробовали посмотреть картинку с профилем ЭКРАНА НОУТБУКА, отображая ее на ПРОЕКТОРЕ. То есть, устанавливали в Soft Proof профиль одного монитора, просматривая картинку на другом. Поэтому отображение картинки менялось.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments