kinzulis (kinzulis) wrote in sreda_photo,
kinzulis
kinzulis
sreda_photo

Category:

Пол Стрэнд, Андре Кертеш, Брассай



Пол Стрэнд (Paul Strand)

Маинор Уайт как-то сказал: «На то, чтобы стать фотографом, уходит двадцать лет». Думаю, это небольшое преувеличение. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что процесс становления фотографа занимает восемь-девять лет. Но учиться фотографии нужно не дольше, чем, скажем, игре на фортепиано или на скрипке. Если бы на это уходило двадцать лет, можно было бы и не начинать.

Заявления о том, что принесенные Стейхеном акварели Сезанна и рисунки Родена это своего рода фотография, появились году в 1910. Сейчас бы я с этим не согласился. В те дни подобные высказывания звучали вполне уместно, однако я полагаю, что молодым фотографам необходимо изучать общую историю искусств, а не просто делать фотографии, которые и рядом не лежали с работами Сезанна. Нельзя заявлять, что фотография — произведение искусства, пока не чувствуешь за собой права повесить ее на одну стену с хорошей картиной.

Андре Кертеш (Andre Kertesz)

Когда я приехал в Нью-Йорк, куратор фотографического направления Музея современного искусства зашел ко мне в гостиницу и сообщил, что хочет показать мои работы на международной выставке. Он отобрал четыре или пять фотографий, одну из которых он был согласен принять только при условии, что я уберу из нее сексуальный мотив. Он сказал: «Если на фотографии присутствует тема секса, это порнография. Если же ее нет, то это искусство.» Вот так. Добро пожаловать в Америку!

Брассай (Brassai)

Выбор дался мне непросто. У меня были одинаковые способности к рисунку, скульптуре и живописи. Знаете, что сказал Пикассо, посмотрев мои рисунки в 1939 году? «Ты ненормальный, Брассай! Ты владеешь золотым прииском, а тратишь время на разработку солевых рудников!» Солевым рудником он, естественно, называл фотографию. Но я всегда считал, что средство самовыражения должно быть выбрано с оглядкой на эпоху. Нужно пользоваться современными инструментами: фотографией, телевидением, кино. Интересно, что как я долгое время пренебрежительно относился к фотографии, точно так же и время далеко не сразу осознало ее значимость. ... Я не отрекаюсь от своих рисунков, скульптур или гобеленов, но я, в отличие от Пикассо, считаю, что фотография и оказалась моим «золотым прииском», моим лучшим и самым органичным для меня средством самовыражения.

Всегда есть опасность начать торговать своим талантом только для того, чтобы выжить. Самое сложное в жизни — зарабатывать деньги тем, что тебе нравится.

Наполеон однажды заявил, что предпочитает рисунок длинному рапорту. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что он предпочел бы фотографию. На самом деле, если кто и предпочитал рисунок фотографии, так это Пикассо, по той причине, что это более прямое, более непосредственное выражение индивидуальности. В этом смысле он был прав. Есть правда в том, что рисунок доставляет больше удовлетворения, но это нарциссическое чувство. В фотографии нельзя выразить себя прямо, только через оптику, физические и химические процессы. В фотографии мне как раз нравится подчинение объекту и отрицание себя. Что особенно необычно, так это то, что, несмотря на подчинение и самоотрицание, личность фотографа виднеется сквозь все эти помехи. В конечном счете, снимки передают индивидуальность автора так же явно, как и рисунок. Но если вы ищете в фотографии личного самовыражения, вы быстро столкнетесь с ограничениями. Фотография отражает бесконечное разнообразие тем, предлагаемых естественным миром. Но поле зрения «великих фотографов» чрезвычайно узко.

После «Ночного Парижа» мне предлагали сделать «Ночной Лондон» или «Ночной Нью-Йорк». Но идея эксплуатировать свой успех всегда меня оскорбляла. Без сомнения, это способ хорошо заработать, и многие художники — даже великие — разрабатывают одну и ту же жилу всю жизнь. Пикассо был, возможно, единственным художником XX века, которому хватило смелости не эксплуатировать успешный метод и стиль. За свою жизнь он прожил 20 или 30 периодов, и каждый из них был настолько плодороден, что его могло бы хватить на всю жизнь: голубой период, розовый период, классицизм, гравюры, литография, скульптура и т. д. Но каждый он оставлял и начинал с нуля.
Tags: мысли
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments